Наталья Чумакова
МОСКВА, 27 апр (Рейтер) - БАСФ Восток, российская “дочка” немецкого концерна BASF, надеется, что начавшийся в прошлом году рост российского авторынка поможет ей увеличить продажи лакокрасочных покрытий, и с осторожностью следит за новыми санкционными мерами Запада против России.
БАСФ Восток производит автокраски на собственном российском заводе, который изначально был рассчитан на российский рынок, и на данный момент продукция не экспортируется, сказал Рейтер генеральный директор компании Семен Беляков.
“На российском рынке мы занимаем одну из ведущих позиций в качестве поставщика материалов и технологий для автоконвейерной окраски автомобилей. Большинство производителей российских и крупных международных, которые работают в России, являются нашими клиентами: АвтоВАЗ, ГАЗ, Ford, Volkswagen, Nissan, Renault и многие другие”, - сказал Беляков.
Входящая в этот список покупателей завода Группа ГАЗ подконтрольна Олегу Дерипаске, включенному в принятый в апреле новый санкционный список США.
“Мы внимательно следим за развитием событий вокруг новых возможных санкций и будем принимать решения в зависимости от изменения ситуации”, - сообщила Рейтер пресс-служба БАСФ Восток.
Компания не уточнила, каким образом она будет выполнять уже действующие требования - американский Минфин включил Дерипаску и Группу ГАЗ в SDN-List, который запрещает американскому бизнесу и гражданам вести с попавшими в него лицами дела и создает угрозу вторичных санкций для неамериканского бизнеса.
“Глава BASF SE Курт Бок не раз выражал сомнение в эффективности экономических ограничительных мер и публично выступал за продолжение диалога и торговли с Россией. Санкции не затронули ни товары, ни сырье, импортируемое BASF на территорию России”, - добавили в пресс-службе БАСФ Восток.
Как рассказал Рейтер источник в отрасли, у завода БАСФ Восток два основных конкурента. Это российско-американское предприятие Axalta-Русские краски, которое в Ярославле производит собственные лакокрасочные материалы, а также импортирует часть предлагаемой клиентам продукции, и американская компания PPG, которая открыла в июне 2017 года завод в Липецке в дополнение к поставляемым из-за рубежа материалам.
Завод БАСФ Восток, расположенный в Московской области, вместе с двумя основными конкурентами в Липецке и Ярославле суммарно занимают почти 95 процентов российского рынка автоконвейерных покрытий, по оценке источника. Логистика и продажи всех трех производителей, использующих импортное сырьё, и присутствие в этих компаниях иностранного капитала могут стать критичными для отрасли автокраски в РФ на фоне санкционных мер.
Представитель PPG сообщил, что компания не раскрывает информацию о своих клиентах и объемах продаж, подтвердив, что PPG является владельцем предприятия лакокрасочных покрытий в Липецке.
Представитель Axalta отказался от комментариев.
НИЗКИЙ СТАРТ
BASF принял решение о строительстве завода в Павловском Посаде, в 65 километрах к востоку от Москвы, в начале 2000-х, когда стало ясно, что многие глобальные производители автомобилей идут в Россию, рассматривая ее как один из перспективных рынков сбыта.
“Если брать нынешнюю географию (авто)производителей в РФ - это санкт-петербургский кластер, Тольятти, Нижний Новгород, Москва, Калуга, Татарстан - мы находимся в центре”, - говорит Беляков.
По его словам, выпускаемая на павловопосадском заводе продукция делается под конкретный завод и поставляется только в цеха окраски.
Начало работы завода совпало с финансовым кризисом 2008 года.
“...Прошли через сложный этап, когда в течение четырех лет объемы рынка и автопрома в РФ существенно сокращались, - говорит директор БАСФ-Восток. - Рынок (продаж автомобилей) вырос на 11 процентов (в 2017 году), производство легковых автомобилей в РФ – еще больше: этот рост состоит из роста наших отдельных клиентов”.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в прошлом году выросли на 11,9 процента к 2016 году до 1,59 миллиона машин.
“На данный момент мы на загрузку не жалуемся, но хотелось бы больше”, - отметил Беляков.
Производственные данные, представленные руководством предприятия на стендах в здании завода ЛКМ, показывают, что за период с начала работы завода в 2008 году максимальный объем производства - 4.200 тонн - был достигнут в 2013 году, в 2016 году составил 3.200 тонн - чуть больше половины общей мощности завода, составляющей 6.000 тонн; данные за минувший год отсутствуют.
В 2017 году российский авторынок, а вслед за ним и производство начали восстанавливаться после четырехлетнего падения. В декабре прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил журналистам, что производство автомобилей в 2017 году выросло примерно на 18 процентов, а 2018 году и рынок, и производство тоже будут расти, хотя и не такими большими темпами, как в 2017-м.
За два месяца 2018 года российский авторынок вырос на 27,5 процента к аналогичному периоду прошлого года, по данным АЕБ.
ПРОИЗВОДСТВО
Большая часть сырья для производства поступает на завод БАСФ Восток от материнской компании в Германии, рассказал Рейтер директор павловопосадского предприятия Иван Жарков.
“Основная часть сырья - это смолы, которые являются неким ноу-хау и разрабатываются каждым производителем под себя. В этом плане сырьё для производства нашей продукции не подлежит локализации”, - поясняет директор завода.
Завод ЛКМ в Павловском Посаде работает уже с готовой рецептурой, созданной материнской компанией в Германии, и изготавливает порядка 65 оттенков автопокрытий, уточнил директор предприятия.
Полный цикл испытаний краски занимает более года или двух. Некоторые тесты покрытий требуют полугода, добавляет Жарков.
На предприятии работает всего 31 человек - производство практически полностью автоматизировано, а цех обслуживают посменно пять операторов.
“Основной инструмент для производства - смеситель (емкость)... представляет собой большую ‘кастрюлю’, в которую все загружается в определенной последовательности, все перемешивается, относится в лабораторию, где осуществляется контроль качества”, - говорит Жарков.
В цеху семь смесителей разного объема, и продукция изготавливается партиями до 16 тонн.
По словам Жаркова, выработка идет с некоторым опережением объемов продаж автомобилей.
“В 2014 году ‘больной’ чуть не умер, - говорит Жарков, вспоминая последствия кризиса. - Обычно в декабре продажи растут, в январе они падают вниз, поскольку никто не хочет покупать прошлогодний автомобиль. Потом к марту вырастают. В июне почти никто не хочет покупать машину, потому что все хотят ехать на отдых. Каждый год более-менее повторяется этот график, и каждый год наше производство следует ему с некоторым смещением вперед - на логистику и так далее”.
ПРОБА “ПИРОГА”
Кузов автомобиля окрашивается так называемым “пирогом” - многослойно, все слои разные и несут определённые функции, рассказывает Жарков.
Первый слой - электрофорезное покрытие, затем грунтовка, далее цветная окраска кузова - базовая эмаль и верхний слой, защита всех нижних слоев, лакопрозрачный.
Завод изготавливает два верхних слоя “пирога” - эмаль и лак - для конвейерного нанесения.
Готовая краска наливается в бочки, которые доставляются клиентам - автопроизводителям, причём климатические условия в России часто заставляют возить краску в термофургонах.
Одной типовой бочки объемом около 200 литров хватает на окраску примерно 65 автомобилей бизнес-класса.
Изготавливаемые на заводе лакокрасочные материалы проходят тестирование в лаборатории, в том числе на адгезию, гибкость покрытия, стойкость к сколам и температурные воздействия.
Например, по словам Жаркова, для теста “Калифорния” пластина с нанесенным на нее покрытием отвозится в американский штат и находится там долгое время под солнечными лучами и в условиях высокой влажности.
Стойкость к сколам проверяется на гравилометре - пневматической установке, которая обстреливает тестовую пластину камнями или дробью, имитируя воздействие различных дорожных покрытий во время движения автомобиля.
“СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА” И DEEP IMPACT BLUE
Обновление модельного ряда автомобилей обычно требует и новой цветовой палитры - производители лакокрасочных материалов получают заказ от дизайнеров на определенный оттенок. По данным глобального исследования BASF Coatings о цветовых предпочтениях покупателей при выборе автомобиля в 2017 году, покрытия белого цвета сохранили лидирующую позицию во всех автомобильных сегментах – его доля на рынке составила почти 40 процентов.
По-прежнему популярными остаются другие ахроматические цвета, куда входят также черный, серый и серебристый.
Однако белый - это множество оттенков, каждому из которых дизайнеры придумывают свое название, поясняет Жарков.
Так в цветовой палитре появляются “Ледниковый”, “Жидкое серебро”, “Жимолость”, “Сочи”, “Снежная королева”, Cappuccino, Candy red, Deep impact blue, Sunset red, Absolute Black, Cloudy и сотни других.
Всего в цветовой палитре автомобильных покрытий BASF Coatings 2.300 цветов и, по данным компании, каждый год появляется 400 новых.
при участии Глеба Столярова, редактор Александр Ершов
Our Standards: The Thomson Reuters Trust Principles.